*
Форма входа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Категории раздела
В просторах интернета [7]
История парфюмерии [8]
Новинки парфюмерии [191]
Парфюмерный ликбез [6]
Главная » Статьи » История парфюмерии

Дзинтарс «Тайна рижанки»
«Тайна рижанки». Только для королев


Известные духи предприятия «Дзинтарс» могли получить совсем другое название.


Двадцать лет назад алхимики Риги выделили эссенцию чувственности, непокорности и женского шика. Магическую жидкость стали разливать по стеклянным флаконам. Шлеп! – бутылочку снабжали этикеткой, футляром и отправляли в парфюмерный магазин, под надзор величественных продавщиц. Утром в магазины приходили простые женщины с блестящими глазами, с жаждой изменить свою жизнь. Получить волшебный флакон помогало заклинание, доносимое до слуха продавщицы: «Девушка, вот 15 рублей, дайте «Тайну рижанки»!»

Дзинькала касса. Флакон падал в сумочку, и женщина спешила прочь – уже преображенная, уже почти царица.

Угадали

Позволь мне обмануть тебя сегодня, дорогой. Позволь сыграть в ту игру, правила которой не понять ни одному мужчине. Горечью и розами пахнет мой шарф, в волосах запутался аромат иланг-иланга.
Разгадай меня. Догони меня. Но меня уже нет рядом: осталась только тайна, которая будет мучить тебя до следующего полнолуния.
Такую историю рассказывает каждая капля духов «Тайна рижанки». На запястье другой женщины аромат зазвучит иначе, и та уведет мужчину в свое тридевятое королевство, лишь бы он не устал следовать за запахом тайны, наслаждаться им.
Свойства духов удивительны. Соединяясь с физической и ментальной химией человека, в каждом случае духи открываются по-новому. Задачей парфюмеров испокон века было угадать универсальную комбинацию нот, которая подойдет каждому, но останется сугубо индивидуальной.
Когда в 1980-х годах на заводе «Дзинтарс» начали работать над новыми духами, никто не знал, чем это закончится. Боялись ошибиться, не без этого. Но – угадали. Духи «Тайна рижанки» еще на стадии разработки получили первое место на конкурсе в Париже. Вскоре аскетически оформленный флакон попал на прилавки Советского Союза и всех свел с ума.
Королевами редко рождаются, но стать королевой может каждая. В этом принцип «Тайны рижанки» и причина бешеной популярности этих духов в конце прошлого века.

Другие мечтают, мы – делаем
«Тайна рижанки» придумана в Латвии и выпускается здесь по сей день, оставаясь в топе самых востребованных духов «Дзинтарса».
«Как достать легендарные духи? – интересуются женщины из России, вступая в сетевую переписку. – Не едет ли кто-то из ваших знакомых в Ригу?»
Другие отвечают: «Да, «Тайна рижанки» – это классика. Это единственные духи, которыми в нашей семье пользуются на протяжении семи или восьми лет».
И – ностальгия: «Это что-то из далекого детства. Отчетливо помню дзинтаровские духи в мамином шкафу. Я смотрела на бутылочку и думала: как же должно быть здорово там, откуда эти ароматы родом».
Пока другие любопытствуют, «МК-Латвия» берет и отправляется по адресу производства уникальных товаров, прославивших нашу страну в прошлом. На этой неделе мы гостили там, откуда родом «Тайна рижанки» – в парфюмерной лаборатории завода «Дзинтарс» на улице Малу.

Автор неизвестен
В парфюмерной лаборатории «Дзинтарса» сейчас трое работников. Это руководитель Вита Аугсткалне, химик Лидия Тиника и ассистент проекта Юлия Кузнецова. Все они женщины красивые и видные (это заставляет задуматься о переходе на отечественные крема и пудры). В кабинете пахнет приятно, но нос обывателя едва ли различит состав аромата. Это под силу только опытному парфюмеру.
За чашечкой кофе в обеденный перерыв вспоминать историю знаменитых духов очень приятно.
– В восьмидесятых годах в лаборатории работала группа специалистов под руководством нынешнего президента «Дзинтарса» Ильи Герчикова, – рассказывает Вита Аугсткалне, которая трудится на предприятии уже 37 лет. – В то время именно парфюмеры решали, какие духи будут на прилавках советских магазинов. Любой специалист вынашивает в голове много ароматных композиций. Сначала он составляет их мысленно, потом соединяет вещества на весах согласно рецептуре. Изготавливаются сотни вариантов. А дегустационный совет решает, получился ли аромат или он нуждается в доработке. Поэтому ни у одних духов нет конкретного автора, они всегда результат командной работы. Заметьте, что это правило действует и на Западе. Мы знаем только, что конкретные духи принадлежат бренду Hugo Boss, Lancome или Chanel, но имя их создателя не озвучивается никогда.

Учились у французов

В советское время «Дзинтарс», по словам Виты Аугсткалне, был ведущим производителем духов в Советском Союзе. В России работали еще фабрики «Северное сияние» и «Новая заря». Но за каждым заводом стояла собственная школа производства духов, которая сказывалась на составе его ароматов. Например, «Заря» выпускала легкие, цветочные или восточные духи. Рижские композиции были более густыми, сильными и горькими. Они резко отличались от прочих парфюмов, представленных в магазинах того времени, своей эксклюзивностью и «западностью».
– Все заводы страны тогда входили в объединение Союзпарфюмерпром, – вспоминает Лидия Тиника, – поэтому мы часто ездили в Москву, утверждали рецептуры на больших дегустационных советах.

Но привилегированному положению «Дзинтарса» прочие российские производители могли только позавидовать. Уже в советское время завод поддерживал тесные связи с французскими парфюмерами.

Иностранцы приезжали в Ригу, чтобы предложить свое сырье или участвовать в дегустациях, передать или перенять опыт. Этого всего добился Илья Герчиков, подчеркивают специалисты парфюмерной лаборатории. Благодаря ему для «Дзинтарса» просто не существовало железного занавеса. Предприимчивость заводского начальства оправдывалась идеальными духами, созданными в Риге, но запросто способными конкурировать с французскими ароматами.

Духи получают награду

Последнее – не пустые слова. Конкурентоспособность рижан была доказана в том историческом 1987 году, когда закончилась разработка «Тайны рижанки». Французская компания «Рур» взяла на тестирование по пять образцов продукции каждого парфюмерного завода СССР. Духи были зашифрованы под номерами, и никто из экспертов не знал ни их настоящего названия, ни происхождения.
– «Тайна рижанки» попала в число ароматов, отправленных в Париж, – говорит Лидия Тиника, – хотя духи еще не имели даже названия. Потом из Франции нам сообщили, что «Тайна рижанки», «Дзинтарс-21» и туалетная вода «Линия для мужчин» взяли первые места в своих категориях.
Кубок, полученный рижскими парфюмерами, хранится в музее предприятия, и ради нашего визита его согласились достать из витрины. Так у нас появилась редкая возможность сфотографировать духи рядом с их первой и главной наградой. К тому же Лидия Тинника нашла в архиве бутылочку «Тайны рижанки» в упаковке образца конца 90-х годов. Тогда флакон с туалетной водой выглядел очень строгим, а сама жидкость потемнела от времени.
– Изменился не только их цвет, но и аромат, – предупредила нас химик парфюмерной лаборатории, – это доказывает, что самые хорошие духи нельзя хранить вечно.

Состав остался прежним

На вопрос, входят ли в состав духов те же компоненты, что в далеком 1987 году, или завод решил заменить натуральные вещества синтетическими, Лидия Тиника отвечает с улыбкой:
– Практически все составляющие духов остались прежними, природными. Пришлось исключить только компоненты, запрещенные Европейской косметической директивой. Боитесь синтетических веществ, не верите им? Но вспомните, что многие запахи в принципе невозможно получить естественным путем. Если аромат розы можно добыть из настоящих розовых лепестков, то запах ландыша или гиацинта всегда производился не без помощи химического синтеза.

Если женщине кажется, что сегодня «Тайна рижанки» пахнет иначе, чем двадцать лет назад, в первую очередь нужно подумать, не изменилось ли ее собственное восприятие, ее имидж. Духи, которыми мы пользовались в прошлом, могут совершенно не подойти нам сегодня.

Последнее слово за парфюмером
Однако вот еще немного истории. Создание любого аромата занимает у парфюмеров не менее двух лет. «Тайна» не была исключением. Над ней корпели долго: в сердце духов находится около шестидесяти компонентов.
– Сегодня мы работаем над духами по другому принципу. В условиях рыночной экономики производитель должен советоваться с покупателями, – говорит Вита Аугсткалне. – Поэтому с каждой новой разработкой мы обращаемся к потенциальным покупателям парфюмерии. Опрашивается по 80 человек в каждой из четырех возрастных групп. Духи будут поставлены на производство только в случае, если они понравились 90% наших клиентов. Иногда мы предлагаем клиентам понюхать зашифрованные модные духи западных компаний. Очень редко случается так, что эти ароматы выдерживают проверку по нашему методу.
Но в советский времена, конечно же, многое происходило иначе.
– Тогда у нас не было конкуренции, – объясняет Лидия Тиника, – разработки оценивал дегустационный совет предприятия и большой совет в Москве. Только они имели право решать, «живет» аромат или нет.
Особых споров «Тайна рижанки» у экспертов не вызвала, а у потребителей сразу завоевала колоссальную популярность.
[/b]
Долгожители из Риги

В то время «Дзинтарс» выпускал много хороших парфюмов (вспомним «Колдунью», «Кристину» и многие другие). Хорошо продавались все и повсюду, независимо от региона Советского Союза. Конечно, многое зависело от связей завода и энергичности его руководителей, но с этим делом у «Дзинтарса» проблем не было. Духи с эмблемой рижского производства были известны каждой женщине, как известны и сегодня. Изменились условия, выросла конкуренция с привозными ароматами, а все-таки покупатели требуют и «Тайны рижанки», и «Рижской сирени», и одеколона «Стратег».
– Это наши долгожители, – говорят на предпритяии. – А вот «Колдунью» больше не выпускаем. Бывает, поклонницы этого аромата даже письма пишут, спрашивают, где купить эти старые духи. Мы бы и рады вновь запустить «Колдунью» в производство, но она не проходит наших современных потребительских тестов.
Может, и не стоило бы «Дзинтарсу» теперь возвращаться к прежним продуктам. Все-таки это уже прошлое, время идет вперед, меняется мода на ароматы – причем это происходит очень стремительно. Пару сезонов назад были актуальны пищевые ароматы, например, карамель, духи с преобладанием фруктовых нот, сейчас весь мир ищет цветочные или восточные парфюмы.

Как «Тайна» чуть не стала «Сенсацией»
Да, жизнь идет вперед. Но «Тайна рижанки» выдерживает все испытания временем. Может, недаром на первом этапе разработки духи желали назвать «Сенсацией»?
– Название предлагалось потому, что все считали новый запах очень неординарным. Сенсационным то есть, – объясняет Лидия Тиника, – но потом подумали, что слово «тайна» больше соответствует внутреннему содержанию духов.
– В этих духах чувствуется пленительное сочетание элегантных нот розы и жасмина, – с высоты профессионального авторитета добавляет Вита Аугсткалне. – Фоном духов стали ландыш и ирис. Основные ноты – роза, жасмин, магнолия, ветивер. Иланг-иланг усиливает и подчеркивает чувственность женщины, а пачули напоминают о том, как пахла старинная одежда в бабушкином сундуке. Именно они придают духам горечь, покрывают вас вуалью тайны.

Красота без жертв
В год своего выпуска «Тайна рижанки» вошла в категорию самых дорогих советских духов и туалетной воды, которые стоили 15–17 рублей. Но цена не останавливала женщин, которые прекрасно помнили поговорку о красоте, требующей жертв – в том числе и финансовых.
В то время 1500 сотрудников завода «Дзинтарс» вынуждены были трудиться в две смены, чтобы удовлетворить стремления большой страны к красоте, внешней гармонии и приятному запаху.
Рецептура «Тайны рижанки», конечно же, держалась в тайне, как рецептуры остальных латвийских духов. Точный рецепт аромата никогда не выносился за стены завода. Пытались ли его украсть?
– В прежние времена это было бы очень сложно. В составе духов десятки натуральных компонентов, заново рассчитать их, только понюхав «Рижанку», невозможно. То есть ни один завод мира при всем желании не мог произвести аналога нашего аромата, – считает Вита Аугсткалне.
– Сейчас работа парфюмеров упростилась благодаря хромотографам, которые способны расшифровать любой запах, точно разложить его по составляющим, – добавляет Лидия Тиника, – но не думаю, что кто-то захочет наши духи украсть.
Это правда, ведь «Тайна рижанки», как и десятки ароматов «Дзинтарса», гораздо дешевле иностранных парфюмов. Так какой смысл воровать рецептуру, если выпустить более недорогой аналог и качественный за границей едва ли возможно.
– Наши духи доступны по цене, потому что «Дзинтарс» не берет с потребителей денег за имидж, за рекламу, – не могут не похвалиться в парфюмерной лаборатории, – а вообще мы заметили, что сейчас, в кризис, люди возвращаются к нашей хорошей и не разоряющей семейного бюджета косметике и парфюмерии.
Как видите, в каждой ситуации можно найти свои светлые стороны. Что до «Тайны рижанки», то кризиса она даже не заметила: духи как находились в топе самых продаваемых продуктов «Дзинтарс», так там и остались. Как такое возможно? Гм. Это большая тайна, известная только «Дзинтарсу».

Поздравляем!
В этом году «Дзинтарс» празднует свое 160-летие. Поздравляем одно из самых стабильных и творческих предприятий Латвии и желаем, чтобы вся его продукция раскупалась никак не хуже легендарных духов «Тайна рижанки»![size=11][size=11]

Категория: История парфюмерии | Добавил: baby (01 Ноября 2010)
Просмотров: 14524 | Комментарии: 1 | Теги: парфюмер, духи, парфюмерия, французские ароматы, Тайна рижанки, парфюм, аромат, Дзинтарс
Всего комментариев: 1
0
1 Mils   [Материал]
Да, я помню, мне тоже очень нравилась эта Тайна,
я точно была в числе "женщин, сметающих" ее с прилавков smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПарФея © 2020
Погода в Украине