*
Форма входа

Меню сайта
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Регистрация · Мой профиль · Выход · Мы вКонтакте ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: vika_nika5  
Форум » Винтажи и всё, что с ними связано » Дух времени » Поставщики Двора Его Императорского Величества (История российской парфюмерии)
Поставщики Двора Его Императорского Величества
vika_nika5 Дата: Понедельник, 30 Июня 2014, 15:07 | Сообщение # 1
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»

"Природа рождает людей, жизнь их хоронит, а история воскрешает, блуждая по их могилам"

Василий Осипович Ключевский


Эту тему я решила создать после того, как начала искать в сети информацию к теме "Энциклопедия советских винтажей". Оказалось, что у российской парфюмерии очень интересная и захватывающая история, существует много мифов и легенд, связанных с именами знаменитых парфюмеров. Очень хотелось бы, чтобы с этой историей познакомилось как можно больше людей.

Ну, и наверное, без представителей последней царствующей семьи Романовых, чьи судьбы так трагически оборвались в смутное время Октябрьской революции, эта тема, возможно, и не состоялась бы...



 
vika_nika5 Дата: Четверг, 17 Сентября 2015, 22:52 | Сообщение # 51
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Рекламный буклет от парфюмера и провизора Остроумова - его знаменитый крем "Метаморфоза".



Второй выпуск из серии остроумовских книг "Наши артистки", которая тогда была отличным рекламным ходом для популяризации продукции Остроумова.
Только жаль, что отсутствуют некоторые странички.



ч.1


ч.2
 
vika_nika5 Дата: Суббота, 28 Ноября 2015, 13:22 | Сообщение # 52
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Жизнь парфюмера

Галина Ульянова

Этот изысканный аромат существует уже более ста лет и знаком большинству женщин в России. Его любили не только наши мамы и бабушки, но даже и прабабушки. Только если первым он известен как «Красная Москва», то вторые знали его под названием «Любимый букет Императрицы». А придуман и произведен этот аромат был на московской фабрике, устроенной одним упрямым французом, променявшим однажды Париж на Москву...


Полтора века назад в российской «индустрии красоты» тон задавали предприниматели-французы. И, скажем, в рекламе фирмы Ралле самодовольно утверждалось, что ей принадлежит «самая старая и величайшая фабрика парфюмерных изделий в России». Конечно, до Ралле, основавшего фабрику в 1843 году, в Москве существовали «помадные» и парфюмерные мастерские Лемерсье, Бородина и других, но до конца XIX столетия они не дожили.

А на рубеже XIX–XX веков основная борьба за покупателя шла между двумя российскими фабриками, одна из которых принадлежала Альфонсу Ралле, а другая – Анри Брокару.

Мыльная феерия

В 1836 году в городке Ландревилль, что находится между знаменитыми своими виноградниками Бургонью и Шампанью, родился Анри Брокар. Дед его был виноделом, а отец – парфюмером. Позже отец перебрался в Париж и завел там небольшое парфюмерное предприятие и магазин. Именно по настоянию отца, считавшего, что необходимо осваивать новые рынки, 25-летний Анри Брокар прибыл в Москву в 1861 году. Тогда он еще не догадывался, что проживет здесь около сорока лет и ­войдет в историю как основатель фабрики «Брокар и Ко», которая существует до сих пор. Только называется она теперь «Новая заря»…

В начале 1860-х годов, после отмены крепостного права, русская промышленность находилась на подъеме, и российские фабриканты часто искали для работы опытных технологов из Европы. Так Брокар и нашел работу в Москве: первые четыре года он трудился технологом на парфюмерной фабрике Гика.


Г.А. Брокар. Портрет работы П. Дункерса. 1889 год / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

В Москве Брокар обрел и семейное счастье: в сентябре 1863 года он женился на Шарлотте Равэ, дочери бельгийского подданного, владельца известного магазина хирургических ­инструментов.

Работая у Гика, Брокар изобрел концентрированные духи, рецепт которых продал фирме Бертран в знаменитом парфюмерном центре Франции – Грассе. Так что профессиональная репутация талантливого парфюмера, несмотря на молодость, была высокой. А потому нет ничего удивительного в том, что в 1863 году 27-летнему Брокару предложили место директора парфюмерного торгового дома Легран в Париже с условием получения половины прибыли. Но Брокар отказался от лестного предложения и вернулся в Россию. Заработанные на продаже концентрированных духов 25 тысяч франков Брокар использовал как начальный капитал для устройства в 1864 году собственного дела в Москве. Маленькое предприятие размещалось в Хамовниках, в Теплом переулке.

16 июня 1865 года Брокар получил в Московской Ремесленной управе дозволение на производство «фельдшерного мастерства». Его определили в фельдшерный ремесленный цех, поскольку специального объединения мастеров-парфюмеров не было по причине их малочисленности.


Фабрика Брокара. 1865–1866 годы / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Брокар, которого в Москве на русский манер звали Генрихом Афанасьевичем, вместе с помощниками варил в день всего 100–120 кусков мыла, которые тут же развозились по лавкам. Помогали ему мыловар Алексей Бардуков, проработавший у Брокара в итоге полвека, и рабочий Герасим, растиравший ингредиенты в каменной ступке. Брокар, Бардуков и Герасим самолично развозили товар по лавкам галантерейщиков ­Дунаева, Смирнова и Дамтина. Пытаясь завоевать симпатии покупателей, Брокар проявлял недюжинную изобретательность: выпускал мыло «Детское» с оттиснутыми на каждом куске буквами алфавита, варил «Медовое» и «Янтарное» мыло. В 1866 году он выпустил на рынок прозрачное глицериновое мыло «Шаром», которое приобрело огромную популярность. Мыло было изготовлено в форме шара диаметром 4,5 сантиметра и стоило 5 копеек. На этом фантазия Брокара не иссякла. Следующим успешным маркетинговым ходом стал выпуск зеленого мыла в виде огурца, а также продажа более дорогих сортов мыла разных цветов и с разнообразными отдушками.

Понимая, что для широкомасштабных продаж своего мыла необходимо ориентироваться на самое простое население, Брокар придумал очередную новинку. Его «Народное мыло» по цене 1 копейка за кусок продавалось по всей России на ярмарках, откуда крестьяне привозили этот дешевый и нужный гостинец в семьи. Современники говорили, что до появления дешевых сортов мыла Брокара в русской деревне мыла почти не знали.

Парфюмерный фабрикант


В 1869 году Брокар купил городскую усадьбу на Мытной улице, где и устроил фабрику, постепенно выросшую в огромное предприятие.

Верной помощницей Брокара стала его супруга Шарлотта Андреевна. Она вела делопроизводство и общалась с клиентами-оптовиками.


Атанас Брокар – родоначальник династии парфюмеров / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

«Брокар и Ко» значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции, теперь это было не только мыло, но и духи и разнообразные помады и пудры. В 1884 году продукция Брокара получила Гран-при в Бостоне, в 1885-м – золотые медали в Антверпене и Париже, в 1893-м – вновь Гран-при на Всемирной выставке в Чикаго. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже оглушительный успех имели духи «Персидская сирень», получившие золотую медаль. А в 1896 году продукция Брокара получила высшую награду Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. С того же года на изделиях «Брокар и Ко» появилось изображение государственного герба Российской империи.

Брокар успешно продавал мыло: «Греческое», «Спермацетное», «Военное», «Национальное», «Мятное», «Кокосовое» и даже «Электрическое». Помаду для волос, выпущенную во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, он назвал «Букет Плевны». А в 1910 году российские газеты заполонила реклама очередной новинки от Брокара – специальной «мыльной палочки для бритья». Реклама сообщала мужчинам, что сие изобретение – «гигиенично, практично, экономично».


Обертка «Народного мыла», зарегистрированная в Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов,
с целью предотвращения подделок / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ


Уже в начале 1890-х годов оборот фабрики Брокара превысил 1 миллион рублей. Фирма «Брокар и Ко» стала лидером российского парфюмерного рынка. В 1893 году было образовано паевое товарищество с основным капиталом 1 миллион 800 тысяч рублей. На Мытной улице было возведено шесть огромных корпусов фабрики, а правление и основной склад размещались на улице Никольской, в доме №10, в так называемом Шереметевском подворье, где владельцы, графы Шереметевы, сдавали помещения в аренду под конторы, магазины и гостиницу. Крупные оптовые склады «Брокар и Ко» имела также в Санкт-Петербурге на Садовой улице и на Нижегородской ярмарке. Представительства компании действовали в Варшаве, Риге, Минске, Екатеринославе. Брокар получил звание поставщика российского и испанского императорских дворов. Его продукция экспортировалась во Францию, Бельгию, Испанию, США, Персию, Китай и Японию.

В 1912 году на фабрике Брокара числилось 1200 рабочих, для которых Шарлотта Брокар организовала кассу взаимопомощи с благотворительным капиталом в 300 тысяч рублей.

Качество продукции обеспечивалось первоклассным сырьем. Сало для мыловарения поставляли несколько проверенных салотопенных заводов, а для изготовления «Кокосового» мыла из Индии доставлялись ядра кокосов (80 тысяч пудов, или 1280 тонн. – Прим. авт.). И даже отходы не пропадали: кокосовый жмых продавался в Англию на корм скоту. Со временем его стали покупать передовые русские животноводческие хозяйства.

Дела у Брокара шли замечательно, его парфюмерный товар пользовался огромным спросом. «Цветочный одеколон», мыло «Глицериновое», пудра «Лебяжий пух», парфюмерная линия «Дивный ландыш», одеколоны «Джиоконда», «Тиллиа», «Северный», «Японский», «Жокей-клуб», зубной эликсир «Десноль» – эти названия были знакомы любому мало-мальски знакомому с гигиеной россиянину.


Анри и Шарлотта Брокар в первые годы супружества. 1864 год / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Кстати, «рассыпная» рисовая пудра с говорящим названием «Лебяжий пух» так нравилась потребителю, что только в 1914 году было продано 2,5 миллиона коробочек. Между прочим, эта пудра производилась и продавалась в Москве вплоть до 90-х годов ХХ века.

Кусок брокаровского мыла стоил 15–20 копеек – недешево, если в то время за килограмм говядины первого сорта платили 25 копеек, курица обходилась в 50 копеек за тушку, а за десяток яиц отдавали 20 копеек. Но, несмотря на довольно высокую цену, потребителя привлекало высокое качество, приятный запах, экономичность. А потому спрос только рос. Если в 1864 году фабрика Брокара выпустила 700 тысяч кусков мыла, то в 1894-м этот показатель достиг 10,3 миллиона кусков, в 1904 году составил 17,5 миллиона, а в ­1914-м – 34,7 миллиона кусков! В том же, 1914 году «Брокар и Ко» выпустила 4,3 миллиона флаконов духов, 2,5 миллиона флаконов «Цветочного одеколона», 2,5 миллиона коробок пудры «Лебяжий пух». Можно сказать, что косметическими товарами «Брокар и Ко» пользовалась почти каждая российская семья.

Но самым популярным и легендарным продуктом Брокара стали знаменитые духи «Любимый букет Императрицы», выпущенные к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Их аромат настолько покорил женскую половину населения России, что их продолжают выпускать до сих пор. Только называются они иначе – «Красная Москва».

Фонтан из одеколона


В 1872 году Брокар открыл свой первый магазин, на улице Никольская. Спустя шесть лет появился второй – на Биржевой площади. День открытия второго магазина москвичи запомнили надолго. Брокар, трепетно относившийся к изяществу и затейливости упаковки, выпустил к открытию магазина коробки с миниатюрными образцами десяти видов продукции. Коробка стоила 1 рубль. Покупатели, желавшие приобрести новинку, буквально осадили магазин. За несколько часов было продано 2 тысячи коробок! Для регулирования очереди пришлось вызвать полицию, которая, во избежание беспорядков, была вынуждена закрыть магазин в три часа дня.


Вид фабрики Брокара. 1887 год / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Перед Первой мировой войной в Москве работали уже четыре магазина Брокара: к двум вышеназванным добавились магазины на Петровке и Тверской. Магазин в Верхних торговых рядах привлекал покупателей роскошным интерьером и товарами класса люкс.

На Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году, Брокар вновь удивил покупателей. Он устроил фонтан из… одеколона, которым мог надушиться любой желающий. Очевидцы рассказывали, что многие из простонародья снимали с себя пиджаки и подставляли их под благоухающие струи, а то и просто полоскали носовые и шейные платки в одеколоне, наполнявшем до краев чашу фонтана.


Ворота фабрики Брокара. 1893 год / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Перед Первой мировой войной в Москве работали уже четыре магазина Брокара: к двум вышеназванным добавились магазины на Петровке и Тверской. Магазин в Верхних торговых рядах привлекал покупателей роскошным интерьером и товарами класса люкс.


Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

На Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году, Брокар вновь удивил покупателей. Он устроил фонтан из… одеколона, которым мог надушиться любой желающий. Очевидцы рассказывали, что многие из простонародья снимали с себя пиджаки и подставляли их под благоухающие струи, а то и просто полоскали носовые и шейные платки в одеколоне, наполнявшем до краев чашу фонтана.


Рекламный плакат Товарищества «Брокар и Ко» / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Духи и одеколоны Брокара зачастую отличались не только оригинальной рецептурой, но и необычными названиями. Чего стоят, например, такие, как «Свежее сено», «Люби меня», «Цвет яблони», «Идеал грез», «Водяная лилия», «Индийская вода» и, наконец, совсем неожиданные – «Конец века».

Примечательно, что «французский стиль» продукции подчеркивался тем, что на этикетках все названия писались по-французски и по-русски, что, несомненно, возбуждало фантазию покупателя.

Стандартные флаконы для духов Брокара были конусовидной или четырехгранной формы, чаще всего высотой от 9 до 15,5 сантиметра. Для новых сортов духов и одеколона специально изобретались бутылочки необычной формы. До наших дней дошли флаконы в виде трилистника или скалы со стоящим наверху белым медведем (крышечкой). Они весьма ценятся современными коллекционерами.
 
vika_nika5 Дата: Суббота, 28 Ноября 2015, 13:22 | Сообщение # 53
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Вот приедет Брокар!

Создав настоящую парфюмерную империю в России, Брокар разбогател. И это позволило ему осуществить давнюю мечту: собрать коллекцию предметов искусства.
С 60-х годов XIX века коллекционирование стало стилем жизни в среде культурных московских фабрикантов. Уже были известны коллекции братьев Павла и Сергея Третьяковых, Боткиных, Якунчиковых. С одной стороны, это вдохновляло Брокара в его увлечении. С другой стороны, на «благородное хобби» сильно влияли поездки Генриха Афанасьевича на родину, во Францию – страну, давшую всему миру образцы изысканной роскоши и высокого стиля в искусстве и в жизни.


Витрина Товарищества «Брокар и Ко» на Всемирной Парижской выставке 1900 года /
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ


В 1872 году 35-летний Брокар по случаю купил несколько картин фламандцев и несколько предметов старинной мебели. Азарт коллекционера проснулся в нем сразу же и уже не угасал до конца дней.

Вторая половина XIX века, когда составлял свою коллекцию Брокар, была весьма удачным временем для собирательства. Быстро богатевшие бизнесмены желали подражать аристократам в образе жизни и со страстью охотника, преследующего добычу, искали интересные вещицы для облагораживания своих интерьеров. Они находили для себя всякие диковинки в солидных антикварных магазинах и на воскресных базарных развалах. В Мос­кве на Сухаревской площади до 1917 года по воскресеньям кипел торг – из сотен палаток за одну ночь вырастал огромный блошиный рынок, где продавалось и покупалось все: от краденых вещей до шедевров искусства, включая поддельных Рафаэлей и Рубенсов. «Аристократической» частью Сухаревки были несколько десятков палаток антикваров и около тридцати палаток букинистов – они размещались ближе к Спасским казармам (примерно на нынешнем пересечении проспекта Сахарова с Садовым кольцом. – Прим. авт.). Ходили сюда все – от заезжих провинциалов до московских миллионеров. Так вот, у продавцов старинных предметов искусства была присказка: «Покупайте, пока Брокара нет в Москве, а приедет, вы вещей и не увидите, да и цену-то он даст другую – много дороже!» И это не было преувеличением. Известный московский коллекционер Алексей Петрович Бахрушин писал: «И на поверку все это оказывается правда: приедет Брокар – или вещей нет, или просят за них впятеро».

Брокар собирал все, что приводило его в восторг: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства – мебель, светильники, бронзу, стекло, фарфор… В Европе он стал завсегдатаем антикварных аукционов. В Москве, узнавая о продаже целых коллекций, он покупал их, опережая конкурентов. Денег не жалел. Это он приобрел коллекции Соколова, московского вице-губернатора Шаблыкина и князя П.Д. Долгорукова после смерти их владельцев.


Экспозиция коллекции Анри Брокара в здании Верхних торговых рядов на Красной площади.
Вторая половина 1890-х годов / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ


В результате Брокар собрал великолепную картинную галерею – более тысячи полотен, главным образом западноевропейских мастеров XV–XVIII веков. Кроме того, его собрание насчитывало более 1200 предметов декоративно-прикладного искусства, 375 старинных икон, а также образцы старинных тканей и вышивок.

В начале 1890-х годов Брокар решил показать свои коллекции широкой публике, для чего в 1894–1899 годах арендовал помещения в Верхних торговых рядах на Красной площади (нынешнего ГУМа, где на ближайшей к Красной площади линии имелся огромный зал для банкетов, конференций, балов и прочих общественных мероприятий. – Прим. авт.). В этой экспозиции было выставлено более 5 тысяч произведений искусства из тех 8 тысяч, которые к тому времени собрал коллекционер.

Толпы москвичей стремились прийти сюда, чтобы полюбоваться не только на великолепные полотна, но и на чудесные образцы антикварной мебели: гигантский ампирный стол-плато пятиметровой длины, комнатную мебель из бронзы и белого мрамора, гостиную в стиле Людовика XVI, мебельные гарнитуры в стиле буль и жакоб.


Один из шедевров коллекции Брокара: «Снятие с креста» (фламандская школа. XVI век) /
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ


Жемчужинами живописной коллекции Брокара были столь привечаемые в Москве голландцы и фламандцы с их излюбленными сюжетами – пасущимися стадами породистых коров и охотой, морской стихией и рыбной ловлей, беззаботным весельем и пирушками простолюдинов. Назовем только имена живописцев, чьи произведения собрал Брокар. Они многое скажут знатокам: ван Остаде, Асселейн, Виллертс, Веникс, Сегерс, Берг.

После революции 1917 года часть коллекции была национализирована и до сих пор находится в золотом фонде Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Лучшими из них по праву можно считать «Суд Париса» Абрахама Блумарта (датируется 1590–1600 годами), «Драка крестьян за ­картами» ­Питера Брейгеля Младшего (1621), «Иов на соломе» Яна ван дер Винена (XVII век). Шедевром исключительной ценности является работа Иоганна Кербеке «Бичевание Христа» – не только из-за ее художественной ценности, но и из-за возраста (она создана в XV веке, даже в Европе произведений этого времени сохранилось немного. – Прим. авт.). Есть в коллекции и итальянские шедевры. Например, «Пейзаж с фигурами» Алессандро Маньяско (1667–1749) или работа мастера генуэзской школы Бернардо Строцци (1581–1644) «Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами». Сюжет этой картины навеян евангельской притчей о том, как Христос накормил пять тысяч человек, пришедших слушать его проповедь, пятью хлебами и двумя рыбами. Эта работа была создана в 30-х годах XVII века, когда Строцци работал в Венеции, и следовательно, ко времени покупки ее Генрихом Афанасьевичем картине было более 250 лет.

Причуды коллекционера

В 1897 году Брокар, движимый меценатским порывом, подарил Историческому музею большую редкость – коллекцию масонских знаков из 70 с лишним предметов, в том числе два ритуальных ковра, фартуки и мечи.

Хороша была коллекция Анри Брокара – обширна, интересна, ярка. Однако, при всем уважении к коллекционеру, по Москве ходили слухи и о его причудах. Причуды эти заключались, ни много ни мало... в «улучшении» произведений искусства по разумению хозяина. Слава богу, Брокар не трогал самое ценное из собранного им. Однако в отношении вещей старинных, но «средних» проявлял редкостное самоуправство.


Анри и Шарлотта Брокар. 1900 год / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

Современник Брокара, Алексей Петрович Бахрушин, писал, что у Генриха Афанасьевича «две несчастные страсти – реставрировать картины, причем он слишком широко пользуется своею властью, как хозяина, – прибавляет и убавляет по своему усмотрению, поворачивает руку в другую сторону и т.д.». Наверное, людям сторонним причуда Брокара могла показаться просто забавной, но для коллекционеров она была как острый нож в сердце.

Однажды, придя в гости к Брокару в особняк на Мытной, Бахрушин увидел, что реставратор «у очень порядочной картины, по личному указанию Брокара, тут же стоявшего у картины, прибавлял груди у декольтированной женщины, показавшиеся ему, Брокару, малыми». В другой раз на картине Грибкова, изображавшей кухарку за приготовлением еды, около которой на скамье сидел кот, этот кот исчез. На недоуменный вопрос Бахрушина Брокар ответил, что кот ему не нравился и он его замазал.


Фамильный склеп семьи Брокар в местечке Провен недалеко от Парижа /
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ


Собственными руками Брокар «усовершенствовал» дизайн старинных бронзовых подсвечников – «верхушку и розетку от одного подсвечника привертывает к другому, к которому она, по его мнению, лучше идет, и наоборот; оттого такой безобразной, безвкусной бронзы, как у него, нельзя видеть, хотя в отдельности каждая деталь – хорошей работы».

Такие непростительные вещи коллеги-коллекционеры прощали только потому, что сам Брокар был человеком очень добродушным и общительным. Возможно, такая наивность была обратной стороной всецело завладевшей им страсти собирательства – «тащил» к себе в дом все интересное и не всегда потом знал, как с этим грамотно обращаться.

Но как бы то ни было, имя Брокара осталось в истории русского коллекционирования. Конфискованные после революции предметы его коллекции с 1917 по 1924 год находились в особняке на Мытной, где размещался «Музей старины Замоскворецкого района», а потом поступили в Государственный музейный фонд. Ныне они украшают собрания Государственного Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина и других престижных российских музеев...

* * *

Анри Брокар скончался в возрасте 64 лет в декабре 1900 года во Франции, в городе Канны, куда уехал для отдыха и лечения болезни печени. Во Франции он и был похоронен. Прожив сорок лет в России, ставшей его второй родиной, он оставил в Москве добрую память о себе: замечательно устроенную фабрику и ценную коллекцию предметов искусства. В одной из газетных статей, опубликованных в 1900 году, современник как нельзя точно охарактеризовал Анри Брокара: «У этого человека, пользовавшегося у нас в Москве широкой и хорошей популярностью, были три основные свойства: твердый промышленный ум, искренняя любовь к искусству и живая ­доброта души».

Источник : Журнал “Русский мир.ru” / 2015 / Октябрь
 
vika_nika5 Дата: Суббота, 28 Ноября 2015, 13:25 | Сообщение # 54
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Книга российского химика Константина Ипполитовича Дебу "Парфюмерное производство. К.И.Дебу", изданная в 1901 году



стр. 1-10



стр. 11-20



стр. 21-30


стр. 31-40


стр.41-50



стр. 51-58
 
vika_nika5 Дата: Суббота, 28 Ноября 2015, 15:50 | Сообщение # 55
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Статья из журнала "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" (№5 (126), май 2015г.) - "Парфюмеры Их Величеств"

 
vika_nika5 Дата: Суббота, 28 Ноября 2015, 20:59 | Сообщение # 56
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Пожалуй, пора понемногу разгребать свои залежи в ноуте, забитые рекламой продукции дореволюционных парфюмерных фабрик, которую я нашла как и в различных старинных печатных изданиях, а также из тиражируемого в сети. Конкретную рекламу духов я все же буду по-прежнему только забрасывать в темку Энциклопедии, а сюда уже все "всякое-разное".

Начну опять с Брокара, ведь и по букве фамилии он практически первый в списке smile



























Василий Аурих :







Константин Эрманс:






А.М. Остроумов :





Ралле и Ко :









Разные флакончики Ралле (на последнем "групповом" фото с пробниками именно пробники остались неизвестными, большие флаконы принадлежат авторству Ралле ):







Магазин А. Ралле и Ко в Солодовниковском пассаже (крайний справа) :



Фабрика Ралле :



Уличная реклама Ралле :

 
Аркадия Дата: Воскресенье, 27 Декабря 2015, 23:03 | Сообщение # 57
Всемогущий админ (с)
Группа: Администраторы
Сообщений: 15210
Город: Севастополь
Репутация: 4987
Статус: Offline


У меня все хорошо. Так мне и надо :)
 
Seyla Дата: Воскресенье, 27 Декабря 2015, 23:10 | Сообщение # 58
Увлёкся
Группа: Пользователи
Сообщений: 81
Репутация: 0
Статус: Offline
Красивый рекламный постер smile
вот какой была клиентура в то время))
 
vika_nika5 Дата: Понедельник, 28 Декабря 2015, 23:39 | Сообщение # 59
В парфюмерном раю
Группа: Модераторы
Сообщений: 4363
Город: Донецк
Репутация: 1719
Статус: Offline
Цитата Seyla ()
вот какой была клиентура в то время))

ага, наверное, у них тоже тогда Хэллоуин уже был, раз клиентура в старорусской одежде)))
 
Форум » Винтажи и всё, что с ними связано » Дух времени » Поставщики Двора Его Императорского Величества (История российской парфюмерии)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


ПарФея © 2020
Погода в Украине